В селе Мелётово Псковского района с храма Успения с фресками XV века украдены медные листы с покрытия алтаря
15 августа, в субботу, в Псковском музее-заповеднике раздался тревожный звонок: смотритель церкви Успения в селе Мелетово Александр Валентинович Михайлов сообщил, что около 9 часов утра он обнаружил, что с алтарных апсид церкви снято медное покрытие. А. В. Михайлов вызвал наряд милиции, был составлен протокол о правонарушении. О краже на музейном объекте было доложено сотрудникам отдела «Мирожский монастырь» (в ведении которых находятся в Псковской области все памятники фресковой живописи) и службе безопасности музея.
Роспись церкви Успения Богоматери в селе Мелётово. Вид на алтарь. Прориси Адольфа Овчинникова.
Однако в воскресные дни не приходится ждать принятия каких-либо официальных мер безопасности, поэтому уже 16 августа, в воскресенье, на место происшествия выехали представители общественности и архитектор-реставратор Владимир Никитин.
С понедельника, 17 августа, приступили к обследованию утрат сотрудники Псковского музея-заповедника, научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, представители государственного комитета Псковской области по культуре.
Не секрет, что в Псковской области церкви не защищены от посягательств: чаще воруют иконы из древних иконостасов – как в брошенных, так и в недавно открытых храмах. Иногда теленовости сообщают о задержанных на таможне церковных книгах, предметах утвари. Это подтверждает, что процесс расхищения церковных реликвий идет активно.
Почти повсеместно с храмов украдены литые чугунные решетки лестничных ограждений, металлические детали светильников, кресты. Совершенно не ясно на сегодняшний день, какие меры принимаются к контрабандистам, вывозившим церковные ценности, найдены ли грабители и вообще занимаются ли правоохранительные органы их поисками.
Между тем для церкви Успения в селе Мелетово возникла двойная угроза: намокание сводов через дощатую обрешетку, на которой крепились медные листы, а далее – разрушение алтарных фресок. И, как следствие, неизбежная работа по их укреплению и реставрации, средства на которую нигде не запланированы.
Вторая угроза – реальная возможность нового посягательства на оставшиеся части медного покрытия, в том числе и на церковные главы. Ведь какие-то преступники уже протоптали туда дорогу. Церковь расположена на старом кладбище, более чем в полукилометре от деревни, где живет смотритель. Следовательно, необходима установка сигнализации с выводом ее на пульт вневедомственной охраны. Иногда приходит в голову недобрая мысль: жаль, что нельзя пустить ток по обрезу медной кровли…
Церковь Успения Богородицы в селе Мелетово – один из трех памятников псковской земли, знаменитых своей настенной живописью . Церковь построена в 1461 г., и в 1465 г. была расписана фресками «по заказу степенного посадника Зиновия Михайловича, посадника и старосты купецкого Якова Ивановича Кротова и Ивана Захарьина Пучкова, имела и градозащитное и политическое значение, потому и расположена на стыке дорог из Пскова в Новгород и Москву. Кроме того, Яков Иванович Кротов был известен как видный дипломат своего времени, причастный к московской партии» .
Особые архитектурно-художественные качества мелетовской церкви привлекали внимание выдающихся ученых России: Д. С. Лихачева, А. И. Комеча: «…Просветленное объединяющее духовное состояние пронизывает, начиная с эпохи Андрея Рублева, все искусство XV в. Оно проникает в облик псковских храмов, и в первый раз мы обнаруживаем его именно в мелетовской церкви. …Светлый и спокойный характер ритма линий, форм гармонизирует и проясняет художественный образ здания. Его выразительность сродни светлой надежде в душе зрителя» .
Фрески мелетовской церкви, по убеждению исследователя-реставратора А. Н. Овчинникова, несут мистические откровения. Они программно направлены против антицерквных ересей своего времени, раскрывают церковные предания в новых, ранее не звучавших редакциях, даже в традиционных росписях жертвенника и диаконника. Именно в тех помещениях церкви, которые сейчас подвергаются опасности из-за отсутствия надежной кровли над ними.
Роспись жертвенника мелетовской церкви более многосложна, чем в других псковских храмах. «Здесь, как нигде подробно, раскрывается смысл приуготовления Святых Даров, дающих вечную жизнь, и путь к их восприятию, который проходит через покаяние, причастие и мученичество» . Редкие житийные сцены, образы мучеников, учителя покаяния Ефрема Сирина, защитника иконопочитания и автора богословских сочинений и песнопений Иоанна Дамаскина воплощены в пространстве жертвенника как образы, сопричастные вселенским понятиям.
На одной из самых знаменитых фресок мелетовской церкви изображен сюжет церковного сказания об Анте-скоморохе, который был наказан отсечением рук и ног за публичные издевательства над Богородицей. «Богородица трижды являлась скомороху и просила его не глумиться над Нею. Но скоморох не унимался. Тогда Богоматерь, подойдя к спящему скомороху, провела рукой по его рукам и ногам, и они отделились от него (на фреске руки и ноги показаны отделенными от тела).
Рассказ взят из книги Иоанна Мосха (VII в.) «Луг духовный» или «Лимонис», который уже в X в. переведен на болгарский язык и судя по всему, был достаточно известен, актуален и понятен в городах Древней Руси: всякого хулителя Богоматери-церкви ожидает возмездие, как в этой, так и в загробной жизни» .
Не менее девяти мастеров настенной живописи работали над росписями мелетовской церкви. Более всего исследователей поражает мастерство написания ликов, а в них – не глаз, а взглядов, которыми пронизано все пространство храма, приведенное в движение их силой. Сможем ли мы выдержать эти взгляды с чистой совестью, сохраняя и охраняя их от воров нашего времени – вопрос к цивилизованному обществу XXI века.
В нескольких метрах от церкви Успения находится церковь Троицы, построенная в начале XX в. Нарядный краснокирпичный, пятиглавый храм удивительно сочетается с «белой» архитектурой псковского средневековья. Секрет – в точно найденных пропорциях молодой (всего столетней) церкви, в тонком ненавязчивом декоре белых арок и наличников, в радостном взмахе главок. Это редкий случай парного сочетания нового и древнейшего.
Однако Троицкий храм гибнет, хотя был несколько лет назад передан в ведение Псковской епархии. Начат ремонт, поставлены хилые, наполовину уже растащенные, леса. Двери открыты настежь, кровля светится дырами, сквозь которые уже не один сезон падает снег и льет дождь. Давно утрачен иконостас – его конструкции, не говоря уж об иконах хорошего академического письма. Стены и арки постоянно сырые, угрожают обрушением.
Как сложится судьба этого здания, можно, к сожалению, предположить: сломают и заново выстроят, грубо и неумело искажая пропорции (опыт соразмерного строительства теперь утрачен, кажется, навсегда). Вобьют наглые белые блок-пакеты в окна. Покроют бронзой все, что не блестит. Это будет называться «возрождением» памятника и его «облагораживанием».
Может быть, пора изъять здание из бессрочного и безвозмездного пользования, провести консервацию и подождать до лучших времен, когда появится тот пользователь, который с должным образом отнесется к бесценному культурному наследию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий