Директор агентства «Редкая марка» Антон Попов
о возможностях продвижения в блогах и социальных сетях:
В связи с кризисом в последние полгода интерес рекламодателей к продвижению в блогах и социальных сетях вырос, несмотря на то, что они до сих пор не совсем понимают, что это такое.
Главная мотивация – этот способ продвижения кажется им относительно дешевым. Но затраты на хорошую интернет-акцию сопоставимы с PR-мероприятиями, потому что и механика похожа: пиарщик, как правило, не платит деньги журналисту, а придумывает такой информационный повод, который будет ему интересен; агентство же, как правило, не платит блоггерам, а находит некий социальный объект, который вызовет интерес, разговоры и перепечатки, – естественно, идея должна быть связана с бизнесом, но не быть напрямую про товар или название компании. Чтобы найти такую идею – нужны мозги и время агентства – это стоит денег, а вот все остальное – уже практически бесплатно.
Мы принципиально не платим блоггерам: если человеку интересно – он напишет, если нет – то и сотрудничество не имеет смысла.
Мы, например, уже больше года работаем с «Атомэнергопромом»: периодически возим блоггеров на атомные станции – для них это приключение, возможность попасть на закрытый объект, поэтому им самим интересно писать об этом у себя в блогах. Причем некоторые посты были настолько положительными, что авторов даже упрекали в ангажированности, – а это чистые впечатления.
Зачем это нужно «Атомэнергопрому»? Мы провели исследование, которое показало, что очень большой процент людей относится негативно к АЭС, помня еще о Чернобыле, – особенно это касается тех, кто живет поблизости от атомных станций или в районе, где собираются строить новую АЭС. Наша задача – переломить это восприятие, донести, что с момента того взрыва технологии шагнули далеко вперед, что сейчас больше 40% бюджета при строительстве станции отводится на безопасность. Мы создали и группу в «Вконтакте» «АЭС зовет», где можно зарегистрироваться, чтобы попасть в наше поле зрения в качестве желающего принять участие в следующих поездках.
Блог-туры проходили уже на четырех атомных электростанциях: Калининской, Ленинградской, Смоленской и Обнинской АЭС, а 7-го августа мы едем на завод по производству топливных элементов для реакторов в Московской области. Команда блоггеров раз от раза растет, но мы в любом случае можем взять с собой не больше 20 человек.
Это не обязательно должны быть «тысячники». Конечно, мы смотрим на социальную активность человека – насколько он может быть полезен с точки зрения охвата, но большую роль играет его заинтересованность в этой теме. Например, Леонид Каганов по сравнению с другими топовыми блоггерами имеет не так много читателей, но обычно его посты про поездки на АЭС, в которых он принимал участие, попадали в топы различных рейтинговых систем.
Иметь доходы от сотрудничества с брендами могут только те блоггеры, которые что-то организуют, – они получают на проведение акции некий бюджет, который сами распределяют.
На автономных блогах можно размещать медийную рекламу, контекстную. А также – в незначительной степени – рекламу в RSS-фидах. Но основной доход – это ссылки в постах и написание текстов на заказ. На таких, будучи профессионалом и прикладывая усилия, можно зарабатывать $1000 – 2000.
Эффективность продвижения в блогах оценить достаточно легко, если речь идет о количественных характеристиках, – например, если идею «социального объекта» воплотилась в промо-сайте, то можно посчитать количество переходов на него, число зарегистрировавшихся пользователей.
Можно оценивать вовлеченность: количество размещенных сообщений и комментариев к ним, и чем больше комментариев – тем больше уровень вовлеченности.
Можно сделать сравнительный анализ: посчитать число упоминаний вашей марки и марки конкурентов в интернете до проведения акции и после.
Конечно, невозможно залезть каждому в голову и узнать, как изменилось его реальное восприятие бренда, но на Западе уделяют больше внимания как раз таким сложноизмеримым показателям качественного характера, там работа с соцсетями называется «маркетингом влияния».
Глобальные бренды, которые занимают на других рынках первые места по коммуникациям в блогосфере, здесь почему-то не так активны, или совсем ничего не делают в соцсетях, – наверное, потому что у нас мало специалистов в этой области.
Стоимость контакта в блогах может составить 1 – 2 рубля, если поделить затраченные деньги на число прочитавших пост. Средний бюджет на длительную кампанию обычно составляет от $5000 до $10 000 в месяц – то есть до $120 000 в год. Есть агентства, которые до кризиса за одно только создание группы в «Одноклассниках» просили 1 млн рублей, а есть такие, что за тот же миллион готовы были поднять весь интернет на уши.
Поэтому максимальные затраты на подобное продвижение оценить очень сложно – рынок слишком непрозрачный. Но сейчас в деньгах рынок увеличивается существенно – я сужу по нашим клиентам: их стало больше, и теперь они приходят с достойными бюджетами, на которые можно делать интересные проекты, – в среднем на 40% выросли затраты на продвижение в блогах и соцсетях.
Сейчас на рекламу в блогах и социальных сетях – если не считать прямую рекламу – тратится около 100 млн рублей в год, но думаю, это не предел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий