Трудно сказать, получили ли белорусы от Лукашенко то, что хотели. По крайней мере, есть ощущение, что с приходом его во власть в стране воцарился порядок - нет сильной оппозиции, нет "олигархов", нет оголтелого национализма, есть "большая арифметика" в отношениях между Москвой и Брюсселем, которая приносит стране немалую экономическую выгоду, и большая политическая игра "в географию".
30 августа президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко исполняется 55 лет.
Впрочем, торжеств по этому поводу в стране не предвидится, потому как традиционно, с момента прихода к власти в 1994 году, президент еще ни разу не праздновал свой день рождения публично. Но тем не менее мы поздравляем главу белорусского государства с этой почти круглой датой, а посетителям блога хотим предложить для обсуждения статью, посвященную 15-летию президентства А.Лукашенко, которая была опубликована на сайте российского интернет-журнала «Новая Политика»
Когда в Беларуси подводили итоги первых в истории страны президентских выборов (второй тур состоялся 10 июля 1994 года), никто не мог предположить, что одержавший на них победу молодой депутат Александр Лукашенко задержится на этом посту так всерьез и надолго, что его назовут "последним диктатором Европы". Как отмечают сегодня белорусские политологи, Лукашенко не имел ни своей программы, ни поддержки солидных политических сил и финансовых кругов, но легко совершил триумфальное восхождение на вершину власти. В первом туре он без труда обошел своих именитых соперников - бывшего главу республики Станислава Шушкевича, председателя правительства Вячеслава Кебича, лидера Народного фронта Зенона Пазняка, лидера коммунистов Василия Новикова, главу аграрников Александра Дубкова, а во втором туре, оставшись один на один с Кебичем, победил его с разгромным счетом, набрав более 80% голосов против 14,1%.
Совершить такой уникальный марш-бросок во власть бывшему председателю совхоза помог его имидж непримиримого борца с коррупцией. В отличие от российского генерала Александра Руцкого, который тоже грезил верховной властью, но только грозил Кремлю "одиннадцатью чемоданами с компроматом", глава временной антикоррупционной комиссии парламента Беларуси Лукашенко с трибуны Верховного Совета громил белорусскую верхушку все новыми и новыми фактами о коррупции. Как потом оказалось, многие из них были надуманными и непроверенными. (Впрочем, в то время Лукашенко сравнивали не с Руцким, а с Жириновским - по степени популярности).
Победа Александра Лукашенко на президентских выборах стала настоящим белорусским феноменом.
Во-первых, потому что к власти пришел человек не только крайне амбициозный и авантюрный, откровенный популист, но и совсем не подготовленный к роли руководителя государства. Польский опыт "народного президента", на который иногда ссылались, в данном случае совсем не подходил: за Лукашенко не стояла, как за Валенсой, мощная демократическая "Солидарность". Он был один, или, точнее, почти один, и уже тогда можно было предполагать, что его правление будет жестко авторитарным. Тем более, что народ хотел "сильной руки". Во-вторых, его приход к власти стал возможен только благодаря прямым и открытым выборам, то есть самой что ни есть демократической процедуре. Оказалось, что этот механизм без наличия других сильных демократических институтов может быть довольно опасным. В-третьих, проигравшая Лукашенко белорусская власть стала жертвой не только собственной слабости, но и собственных амбиций: буквально накануне, в марте 1994 года, ей удалось убедить свой парламент принять новую Конституцию республики, которой была введена президентская форма правления. В-четвертых, на выборы в Беларуси не смогла или не захотела повлиять Россия: считалось, что Кремль поддерживал Кебича, но в чем выражалась эта поддержка - не понятно, да и своих проблем в то время у России было более, чем достаточно. Наконец, в-пятых, победа Лукашенко была одновременно и желанием белорусов быстрых перемен, и страхом перед этими переменами.
Трудно сказать, получили ли белорусы от Лукашенко то, что они хотели, но, по крайней мере, они уже 15 лет называют его "батькой", вкладывая, вероятно, в это понятие изрядную долю своих симпатий. По крайней мере, у них есть ощущение, что с приходом во власть Лукашенко в стране воцарился порядок - нет сильной оппозиции, нет "олигархов", нет оголтелого национализма, есть "большая арифметика" в отношениях между Москвой и Брюсселем, которая приносит стране немалую экономическую выгоду, и большая политическая игра "в географию". Последнее означает, что Беларусь никому ничего не должна - ни Востоку, ни Западу, а вот ей все должны.
Россия, например, должна покупать белорусские товары, обеспечивать республику ресурсами и кредитами за то, что "войска НАТО еще не стоят под Смоленском", а Евросоюз должен помогать Беларуси, потому что это неотъемлемая часть Европы и рано или поздно она вступит в ЕС. Еще 6 марта 1995 года Лукашенко, подписывая в Брюсселе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с пятнадцатью странами Евросоюза, заявил, что Беларусь сделала "первый важный шаг в направлении к главной цели - вступлению в Европейский союз". В 1999 году на собрании по случаю Дня независимости он подтвердил это намерение: "Думаю, никтo не coмневаетcя в том, чтo благoдаpя cвoему интеллектуальнoму и культуpнoму пoтенциалу Белаpуcь в cocтoянии быть пoлнoпpавным членoм евpoпейcкoй cемьи наpoдoв, членoм Евpoпейcкoгo сoюза". В последний раз о желании вступить в ЕС Лукашенко говорил в июле 2004 года, принимая верительную грамоту у посла Австрии.
Но недавно в интервью австрийской газете "Die Presse" белорусский президент откровенно признался, что Беларуси "экономически выгодно" жить между ЕС и Россией, "выполняя роль моста между этими гигантами". И хотя эта роль "моста" на самом деле зачастую сводится к обычному шантажу того или иного "берега", в глазах собственного народа Лукашенко, видимо, предстает, как искусный политик и дипломат. По сути, он парадоксальным образом изменил народную поговорку "ласковое теляти двух маток сосет" - оказывается, можно быть и не ласковым, но получать тот же результат. И чем дольше Россия и ЕС будут находиться в противостоянии друг другу, тем больше шансов у "народного президента" Беларуси получить экономическую выгоду. Политически же все уже давно решено: вступление Беларуси в Евросоюз лишь дело времени.
На этом фоне большим и откровенным надувательством выглядит проект Союзного государства. Идея его создания принадлежит отнюдь не Лукашенко, а бывшему премьеру Кебичу, но белорусский президент за годы своей власти имитировал по этой теме такую бурную деятельность, что многие уверены в том, что автор союзного проекта и его генератор - именно Лукашенко. В основном, эта деятельность заключалась в том, что президент Беларуси только за три года (с 1996 по 1999-й) посетил 47 областей России и провел личные переговоры с губернаторами. Это стало причиной резонных подозрений Кремля в том, что Лукашенко готовит сговор, чтобы войти в российское политическое пространство в качестве второй фигуры с перспективой на первую.
Подозрения, впрочем, были с гневом отметены самим Лукашенко. Тем не менее, реальной интеграции России и Беларуси за все время государственного строительства не наблюдалось. Беларусь вводила цензуру для российской прессы, она не принимала у себя крупный российский бизнес, и Россия не могла защитить свои интересы в рамках так называемого "союзного государства". Когда выяснилось, что Лукашенко даже не планировал продажу российской стороне "Белтрансгаза", а просто водил наше правительство за нос, чтобы получить льготные цены на газ, стало понятно, что Союзное государство - не более чем личный пиар-проект "народного президента". И он воспользовался им очень разумно.
В последнем своем публичном выступлении на праздновании 65-й годовщины освобождения Беларуси от фашизма Лукашенко заявил, что "независимая Беларусь будет активным участником тех союзов, которые основываются на взаимоуважении, равноправных и искренних отношениях, единстве целей, но ни в коем случае не на диктате, монополизме или шантаже". Он упомянул при этом ООН, Евросоюз, Совет Европы и даже СНГ, но ни словом не обмолвился о Союзном государстве. Так что, либо его вообще не существует (что верно), либо оно основано "на диктате, монополизме или шантаже", и Беларусь в этом союзе принимать участия не будет. Надо сказать, что и в России идея Союзного государства постепенно сходит на нет: если в 1999 году ее поддерживали 43 % россиян, то теперь только 15 % (по данным Левада-центра).
Белорусский феномен или, лучше сказать, феномен Лукашенко длится уже 15 лет и, судя по всему, будет продолжаться дальше. Набравшийся политического опыта "народный президент" еще достаточно молод, силен и хитер. Он по-прежнему не ограничивает себя в эмоциях и энергичных выражениях, выбивая очередную материальную помощь и твердо веря в то, что Россия пойдет на многое, лишь бы не потерять последнего союзника. Она, должно быть, простит даже то, что белорусские власти все эти 15 лет не проводили приватизацию, боясь экспансии российского капитала, а теперь в обмен на кредит МВФ в 3,5 млрд. долларов готовы до февраля 2010 года выставить на международные торги контрольные пакеты пяти крупнейших предприятий республики. То есть ключевые промышленные объекты будут проданы не российским, а европейским инвесторам.
Это означает, что Беларусь начинает свое плавное вхождение в европейское экономическое пространство, оставляя Россию наедине с ее размышлениями о том, дарить ли своему расчетливому соседу очередной пряник, или постепенно лишать его удовольствия жить в режиме выгодного "моста", наказывая за "предательство". И тут феномен Лукашенко открывается с другой, довольно неожиданной, на первый взгляд, стороны. Становится очевидным, что иного пути, чем интеграция с Западом, для Беларуси вообще не существует. К такому выводу приходит даже авторитарный, по сути, просоветский и антизападный режим Лукашенко. России рано или поздно тоже предстоит сделать свои выводы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий