четверг, 17 сентября 2009 г.

ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ЗРИТЕЛЯМИ КВЕНТИНА ТАРАНТИНО

Фильм «Бесславные ублюдки» снят в привычных тарантиновских тонах – тут и пародии на кинематограф прошлого века, и стилизации, и свобода самовыражения, и юмор, и легкомысленные завораживающие диалоги. Все составляющие форму­лы успеха Тарантино на месте – то, что когда-то сделало его культовым режиссёром. Однако один и тот же рецепт, приме­нённый многократно, не срабатывает.

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Брэд Питт, Диана Крюгер, Мелани Лоран, Кристоф Вальц, Даниель Брюль, Эли Рот, Тиль Швайгер, Би Джей Новак, Сэмм Левайн.

США, Германия, 2009, 153 мин.

Возможно, потому, что кино – это не блюдо, и повторное «Криминальное чтиво» не вызовет такого же удовольствия, как поданное в первый раз. Правда, Тарантино и не пытается дублировать свои фильмы, чем дальше, тем больше режиссёрской свободы (на самом деле мнимой, потому что его новаторские приёмы стары как сам кинематограф) он себе позволяет. Но стирание границ и пренебрежение правилами не создают новые границы и кано­ны кино, а приводят к хаосу. Тарантино экспериментатор – он проверяет, как близко можно подойти к краю пропасти, за ко­торой уже начинается эклектика и потеря стиля. Последний его эксперимент, едва намеченный в «Убить Билла», чётче ви­димый в «Доказательстве смерти» и уже совершенно явно присутствующий в «Бесславных ублюдках» – провокация зритель­ского идиотизма. В некотором смысле он использует метод Дали: что будет, думает он, если я выйду на сцену, нагажу на пол и уйду? И он не ошибается в своём расчёте, будет вот что – большинство зрителей поднимутся с мест и закричат с овациями: «Браво! Старый добрый Тарантино! Гениально!»

Конечно, в ряде эпизодов Тарантино остаётся верен традиции. Как всегда, замечательно долгие и, тем не менее, ни­сколько не скучные диалоги, удивительные актёрские находки, тонкие остроумные стилизации присутствуют в «Ублюдках».

Фильм начинается с прекрасной сцены, отсылающей к «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. Полковник СС Ганс Ланда по прозвищу «Охотник на евреев» (Кри­стоф Вальц) приходит в дом французского фермера с целью найти семью укрывающихся евреев. Обаятельный и эрудированный человек, Ланда ведёт лёгкую светскую бесе­ду с огромным неуклюжим французом, обсуждает с ним философские основания преследования евреев, обнаруживает последних и всех убивает. За исключением юной Шо­санны, которой он великодушно позволяет сбежать, с улыбкой прокричав ей вслед: «Оревуар, Шосанна!» Первая сюжетная линия связана как раз с судьбой Шосанны, став­шей впоследствии директором кинотеатра. Вторая сюжетная линия касается непосредственно бесславных ублюдков – Брэда Питта и команды отчаянных евреев под его ру­ководством. Герой Питта – лейтенант Альдо Рейне по кличке «Апачи». Его евреи-головорезы действуют на оккупированной нацистами территории, устраивают засады, сни­мают с врагов скальпы и вырезают на лбах отпущенных свастики. Боец по прозвищу «Жид-медведь» снится в кошмарах немецким солдатам. Его оружие – бейсбольная би­та. Отряду Альдо Рейне предоставляется возможность осуществить покушение на жизнь Гитлера (опереточного, гротескного персонажа) в том самом кинотеатре, директо­ром которого стала Шосанна. Гитлер и всё высшее руководство рейха должны прийти на просмотр фильма о героическом рядовом Цоллере, в одиночку убившем триста американских солдат. Любопытно, что этот самый Цоллер, галантный, интеллигентный германский юноша, влюбляется в еврейку Шосанну, в то время как она любит черно­кожего киномеханика.

Роль Брэда Питта не ключевая, вероятно, его место мог занять любой другой актёр без ущерба для фильма. Его игра сводится к скупым мужским улыбкам, выпячива­нию челюсти и произнесению крепких словечек. Центральный актёр проекта – безусловно, Кристоф Вальц, блестящая находка Тарантино, эпизоды с его участием – одни из наиболее удачных.

При названных плюсах фильм очевидно затянут и местами откровенно скучен. Бесшабашность Тарантино не отдаёт новизной – приёмы выхода за рамки повествова­ния, например, возникающие кривые подписи со стрелками над головами персонажей, типа «Это Гиммлер», банальны и пошлы, они разрушают и так хрупкую атмосферу фильма, тем самым лишая его стиля. Тарантино устроил провокацию – зрители думают, что они пришли смотреть его фильм и смеяться над ним, а на самом деле это он пришёл над ними смеяться. Сцена с запертым горящим кинотеатром, зрителей которого обстреливают автоматными очередями, подтверждает эту мысль. Одураченные зрители аплодируют тому, кто их дурачит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий