1 сентября – это не только начало осени и нового учебного года, но и отправная точка для некоторых новых правил и норм, которые вводятся в нашей стране. Так, с 1 сентября мы получили возможность произносить слова «дОговор» или «йогУрт» с иным, нежели это было принято раньше, ударением, а также по-новому общаться с сотрудниками ГИБДД – в соответствии с недавно принятым административным регламентом Министерства внутренних дел.
Согласно вступившему в силу приказу Министерства образования и науки РФ, утвердившему новый перечень «легитимных» словарей, статус официальных получили «Орфографический словарь русского языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений русского языка» Ирины Резниченко и «Большой фразеологический словарь русского языка» с культурологическим комментарием Вероники Телия. То есть при всех спорных моментах теперь следует обращаться к авторитету этих словарных «мэтров». И если рядовые граждане в большинстве своем принимают в штыки норму, что кофе – не только мужского, но и среднего рода, то специалисты-филологи объясняют изменения естественным процессом развития языка и вытеснением из него двойных вариантов. Но если это норма естественная, то вполне логичным является вопрос: а для чего тогда приказ министерства?
Впрочем, новые словари утверждены Минобразованием в рамках исполнения Закона о русском языке. В министерстве подчеркивают, что закон называется «О государственном языке Российской Федерации». Следовательно, справочники адресованы в первую очередь госслужащим.
Мы попросили прокомментировать ситуацию Людмилу Новикову, доцента кафедры русского языка Тверского государственного университета:
– Подобные формы произношения слов давно бытуют в разговорном языке, но я считаю, что они не должны являться образцом для подражания. Существует академическая грамматика, которая диктует свои нормы, и рядовые пользователи языка должны стремиться к образцам правильной русской речи. Мы вынуждены подчиниться закону, но все же лично я рекомендую студентам-филологам придерживаться прежних вариантов произношения. А вот у ГИБДД вариантов нет.
С 1 сентября сотрудники будут проверять документы у водителей и выявлять нарушителей по новым правилам.
В частности, в новом регламенте МВД подробным образом расписано общение сотрудника ГИБДД и водителя. Прежде всего, подойдя к машине, инспектор должен представиться. При этом отдавать честь он теперь не обязан. Удостоверение сотрудник ГАИ должен предъявить по требованию, но рассматривать его водителю можно только из рук инспектора. Новый документ также четко определяет, при каких обстоятельствах водителю может быть предложено выйти из машины. Среди причин – устранение неисправности автомобиля, наличие у водителя признаков опьянения, сверка номеров с документами, проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза.
Регламент разрешает гаишникам поджидать водителей в засаде с использованием «естественных и искусственных укрытий», а также контролировать ситуацию на дороге на машинах без специальной окраски. Но останавливать водителей инспекторы могут либо в форменной одежде, либо при наличии «раскрашенной» машины.
Еще одно нововведение касается общения инспектора ГИБДД с водителем. При этом последний может использовать видеокамеры или диктофоны.
Теперь сотрудник ГАИ не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
А как к нововведениям относятся водители? Мнение Андрея Воробьева, автолюбителя:
– От нового административного регламента ГИБДД водителю, на мой взгляд, ничего хорошего ожидать не приходится. Теперь автоинспекторы на законных основаниях смогут сидеть в кустах и стричь купюры с нарушителей ПДД. А должны бы эти правонарушения предупреждать, обеспечивая безопасность движения. Согласитесь, одного вида человека в форме на дороге достаточно, чтобы образумить даже отпетого гонщика!
С 1 сентября вступили в силу и изменения в отраслевой ГОСТ о наружной рекламе на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Так, средства наружной рекламы не должны размещаться на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами, а также ближе 25 метров от остановочных пунктов транспорта. Не разрешается размещать рекламу на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, на мостовых сооружениях, в тоннелях и над путепроводами. Рекламный щит на дорожных ограждениях и направляющих устройствах также нарушает государственный стандарт. Более того, к действующим требованиям теперь добавились новые. Отныне нельзя устанавливать конструкции на разделительных полосах, в пределах границ транспортных развязок и наземных пешеходных переходов. Отменяется норма, разрешавшая размещать рекламные перетяжки (растяжки) над проезжей частью и обочинами дорог в жилых зонах. Пока изменения утверждаются для добровольного применения (за исключением положений, затрагивающих защиту жизни и здоровья людей, защиту имущества) и распространяются только на вновь устанавливаемые рекламные конструкции. В перспективе данный ГОСТ уступит место техническому регламенту «О требованиях к средствам наружной рекламы». Кстати, сегодня введенным правилам не соответствует до 80 процентов рекламных площадей.
Ситуацию комментирует Татьяна Лутохина, руководитель Территориального отдела (инспекции) по Тверской области ЦМТУ Ростехрегулирования:
– Изменения, внесенные Ростехрегулированием в указанный ГОСТ, преследуют цель исключить излишние помехи в восприятии водителями дорожной обстановки и снизить риск возникновения аварийных ситуаций. К примеру, сегодня распространенной является практика, когда рекламные таблички и щиты по своим фотометрическим характеристикам ничем не отличаются от дорожных знаков. Мало того: и тот, и другой зачастую расположены на одной опоре. С 1 сентября фотометрические характеристики рекламы должны отличаться от фотометрических характеристик дорожных знаков не менее чем на 25%. Рекламные перетяжки в жилой зоне запрещаются в принципе. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти предпринимают немало усилий к тому, чтобы повысить безопасность дорожного движения. Ужесточение требований ГОСТ к наружной рекламе следует рассматривать именно в этом ключе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий